Электронный блок управления для ВАЗ (LADA)
Современные автомобили являются сложными агрегатами, состоящие из огромного числа деталей, узлов, среди которых немалое место занимает электроника. Нормальное функционирование автомашин обеспечивается слаженной работой всех перечисленных компонентов в полном соответствии с заданными алгоритмами.
В свою очередь, слаженность и синхронность функционирования зависят от устройства, имеющего аббревиатуру ЭБУ, которая расшифровывается, как электронный блок управления, иначе именуемого контроллером, а в народе – «мозгами» автомобиля. Без указанного устройства любая автомашина будет представлять собой недействующую груду запчастей, проводов, кусков металла и пластика.
Контроллер – что это?
По сути, разговор ведется о вычислительном устройстве (микропроцессоре), предназначенном для обработки информации, поступающей от различных датчиков, с последующим ее анализом, формированием и передачей управляющих команд на соответствующие исполнительные устройства.
Внешний вид и устройство электронных блоков управления
Внешне ЭБУ выглядят как коробки с размерными характеристиками – 30х30 сантиметров, а толщина их не превышает 7 сантиметров. В качестве материала для их изготовления используют металлы либо пластик, к слову, автомобили ВАЗ чаще комплектуют контроллерами с металлическими корпусами, а потому их размещают в салонах.
Нередко электронные блоки управления подвержены сильному нагреву. Для недопущения этого корпуса некоторых оребряют с целью отведения тепла. Оребрение выполняет ту же функцию, что и радиаторы охлаждения процессоров в компьютерах.
В корпусах находятся сами платы, которые, по сути, и являются контроллерами. Наружу выходят разъемы, к которым подсоединяются различные датчики и устройства, а точнее идущие от них провода.
ЭБУ оснащены тремя видами запоминающих устройств:
- ППЗУ – программированной постоянной памятью, содержащей данные, обеспечивающие работу силовой установки;
- ОЗУ – оперативным запоминающим устройством, предназначенным для хранения временных сведений;
- ЭРПЗУ – электронным репрограммируемым запоминающим устройством, предназначенным для хранения некоторых данных: кодов блокировки, ключей доступа и пр..
Современные ЭБУ можно перепрограммировать, что предполагает возможность их тюнинга изменением штатной программы.
Функции контроллера
Электронные блоки управления, собирая данные со всех датчиков, осуществляют контроль за устройствами, узлами автомобилей, управляют работой систем:
- зажигания;
- подачи топлива;
- кондиционирования;
- освещения;
- подогрева и пр..
Кроме того, контроллер управляет стеклоподъемниками, автоматической коробкой передач и пр..
Место расположения электронных блоков управления
ЭБУ может располагаться:
- в салоне авто: район радиатора печки (под центарльной консолью), заднее сидение;
- под капотом: район аккумулятора либо блока предохранителей;
- в багажнике.
Словом, найти контроллер несложно, только делать это незачем, поскольку речь идет о сложном электронном устройстве, ремонт и замену которого лучше поручить профессионалу.
Причины выхода из строя ЭБУ
Выход из строя электронного блока управления провоцируется следующими причинами:
- сильными ударами по корпусу, чреватыми растрескиванием платы, процессора;
- вибрационными воздействиями;
- воздействием высоких температур;
- резкими скачками напряжения в бортовой сети;
- коррозионными процессами при попадании в корпус влаги.
Выход из строя ЭБУ, который, по сути, является «мозгами» автомобиля, может проявляться сбоями в работе практически всех узлов и систем. В таком случае следует обратиться к специалисту, которые, проведя диагностику, решит: есть ли смысл ремонтировать устройство или лучше купить новое.