Прорыв горячих газов из цилиндра в картер, в процессе работы двигателя встречается даже на новых моторах. Если двигатель уже не новый и уже сильно изношены поршневые кольца и гильзы цилиндров, то утечка будет еще больше. Поскольку топливо плохо горит у самых стенок цилиндров из-за отбора стенками тепла, в картере оказываются в первую очередь пары бензина, затем сажа, вода, окиси углерода и азот. Газы разогревают масло в поддоне в дополнение к тому телу, что распространяется по корпусу мотора. Масло начинает парить. Таким образом, в составе картерных газов содержится в то же, что и в выхлопной трубе плюс огромное количество паров масла, и просто грязь.
Попадание картерных газов в двигатель способствует загрязнению впускного коллектора, а также снижению мощности, связано это с тем что картерные газы сами не горят и бензину сгорать мешают. Фильтр картерных газов нужен для того, чтобы не допустить во впускной коллектор как минимум масло и сажу.